Древний Египет

Древний Египет

Древний Египет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus) — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. Сами древние египтяне называли свою страну Та-Кеме

Древний Египет оставил огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письмаматематика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привёл к созданию науки египтологии и возникновению направлений искусства (египтоманияегиптизирующий стиль).

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕГИПТА

Объединение Египта имело большое значение для развития государственного аппарата, хозяйства и культуры. Концентрация ресурсов и людей у единого правительства была обусловлена ходом исторического и хозяйственного развития страны. Создавалась общегосударственная высокоэффективная ирригационная система, составной частью которой были местные системы, что обеспечивало процветание сельского хозяйства. Развивалось скотоводство, разводился мелкий и крупный рогатый скот. Процветали ремесла, высокой степени развития достигла обработка камня, гончарное дело (изображение гончарного круга характерно для декоративного искусства Египта), металлургия (ковка и литье меди). Возведение пирамид и других грандиозных сооружений из камня также требовали концентрации ресурсов государства.

В Египте того времени существовало три крупных типа хозяйств: царские, храмовые и вельможные (“дом отца” – собственное владение и полученное за службу – условное владение). Эта юридическая разница была номинальной, т.к. служба чаще всего передавалась по наследству. И все же это не совсем частная собственность, т.к. верховные права на такие наделы принадлежали фараону. Работники в хозяйстве вельможи работали отдельными отрядами под присмотром писцов и учетчиков. Орудия труда принадлежали вельможе. В том же положении находились и ремесленники. Скорее всего, они не имели ни земли, ни орудий труда, а свое довольствие получали с общего склада. То есть хозяйство было практически натуральным, мало связанным с рынком. Рынки существовали в пределах тех же хозяйств.

Но работники не были рабами, так как имели семью и некоторую собственность.

Организация царских и храмовых хозяйств была такой же, но в них большую долю составлял рабский труд. Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а работники отбывали повинности (строительство пирамид, дорог, каналов и т.д.) в пользу центральной власти. Царь мог освободить вельможу от налогов за особые заслуги.

Наряду с этим, существовали и общинные хозяйства, управляемые общинным советом во главе со старостой, подчинявшимся номарху.

Возрастала доля рабского труда в хозяйстве страны. Стали возникать рынки рабов. Большую часть рабов составляли военнопленные, меньшую – бедняки. Не существовало резкой грани между рабами и работниками, их интересы и свободы практически совпадали. Социальная напряженность в стране возрастала.

Для государства и хозяйственной системы Египта характерен очень большой административный аппарат на всех уровнях: центральный, областной (номы) и местный (общины). Основа власти – огромные земельные, людские, природные и другие ресурсу Египта. Во главе центрального управления стоял фараон; он соединял в себе законодательную, исполнительную и судебную власть и имел статус богочеловека, власть его была наследственной. Фараон также являлся верховным жрецом и обладал высшей военной властью. Первый помощник фараона – чати – руководил чиновничеством, а зачастую сосредотачивал в своих руках функции целых ведомств. Главной особенностью аппарата была нерасчлененность придворных функций. Каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний и Нижний Египет. “В Азии с незапамятных времен… существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, или ведомство по ограблению своего собственного народа, военное ведомство, или ведомство по ограблению других народов, и, наконец, ведомство общественных работ.

Система номового управления копировала центральную и возглавлялась номархами. Община пока еще жила своей жизнью, но вскоре суды и общинные советы превратились в часть огромного, разветвленного чиновничьего аппарата. Такой строй определяется как монархия деспотического типа или древневосточная деспотия.

После объединения Египта встал вопрос укрепления единства. Во внутренней политике к этому подталкивала единая очень разветвленная и обширная ирригационная система страны, потребность в проведении масштабных строительных работ, с наибольшим размахом проводившихся при IV династии, организация центрального управления, ослабление наследственной власти в номах.

Для защиты границ по перифериям государства возводились крепости. Кроме того, Египет проводил активную внешнюю политику, для чего содержал значительную армию, формировавшуюся и пополнявшуюся из двух источников: царский набор из свободного населения и наемники-чужестранцы. Возглавлял войска в крупных походах сам царь, а для внутренних нужд существовала полиция, набиравшаяся из нубийских негров. В результате к Египту были присоединены многочисленные территории, богатые полезными ископаемыми и природными ресурсами, но бурная внешняя и внутренняя политика истощили экономику государства. Жесткая эксплуатация работников привела ко всеобщему недовольству и восстаниям. Излишняя централизация власти вызвала недовольство египетской знати. Не исключено, что смене этой династии произошла насильственным путем.

Следующая династия несет успокоение стране: к управлению страной привлекаются более широкие круги администрации, изменяется религиозная политика – божественность фараона обосновывается не гигантскими сооружениями заупокойного культа, а идеей прямого происхождения от верховного бога Ра.

Продолжается процесс укрепления номовой знати, многие добивались иммунитетных грамот. Внешними проявлениями силы местных аристократов становилось сооружение их усыпальниц в номах, а не рядом с пирамидой фараона. Происходит перераспределение ресурсов в пользу местных властей, падает экономическое могущество центральной власти и внешнеполитическое влияние Египта.

После VI династии власть мемфисских царей становится номинальной, страна распадается на множество самостоятельных княжеств, начинается так называемый I переходные период в истории Древнего Египта.

Распад единого государства привел к упадку ирригационной системы и кризису экономики. Ограниченных средств номов не хватало для поддержания ирригационной системы в рабочем порядке и, тем более, для строительства новых каналов. Такое положение вызывало недовольство народных масс и восстания беднейшей части населения страны (именно о них, по мнению многих египтологов, повествуется в “Речении Ипусера” и “Речении Неферти”). Внутренним упадком воспользовались племена ливийцев на западе и кочевники востока, опустошившие Дельту.

Вновь возникла необходимость в объединении и укреплении государства. На севере центром объединения стал Гераклеополис, а на юге – Фивы, боровшиеся за общеегипетское главенство. В этом соперничестве победили Фивы, их правитель – Ментухотеп – стал основателем XI династии. Настал период расцвета централизованного Египетского государства.

К этому времени относится освоение производства бронзы и изделий из нее, начало производства пастового стекла. Появляются излишки производства, но Египет нуждается в металлах (серебро, олово), которых не имеет на своей территории. Это дает толчок к развитию международной торговли.

Быстрее падает удельный вес храмовых хозяйств, но, наряду с вельможными, сохраняют ведущее значение. Происходят существенные изменения в организации производства. Существуют сведения и о мелких хозяйствах, которые обрабатываются их хозяевами и дополнительной рабочей силой, в т. ч. рабами. В египетских поселениях выделяются зажиточные “дома”, включающие целый коллектив родственников. Особенностью экономики среднего царства явилось укрепление средних хозяйств: отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда, определенная независимость. Царские имения делятся на мелкие участки, которые передаются в пользование земледельцам с обязательной уплатой налогов и выполнением повинностей, то же происходит и в храмовых хозяйствах. Все непосредственные производители называются “царские люди”, это обуславливает особенности распределения рабочей силы: все “царские люди” переписывались и распределялись по профессиям, после чего они направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно, хотя возможны были и перераспределения. Такие работники либо получали довольствие за работу, либо получали земельный надел и с него кормились, могло иметь место и совмещение этих видов содержания. Однако, это не отрицает использование рабского труда, количество рабов увеличивается. В период среднего Египта активно развивается частное рабовладение, т. к. при распределении “царских людей” учитывались интересы крупных хозяйств. Можно также говорить о расширении состава господствующего класса, теперь в его состав наряду с родовитой и служилой аристократией, высшим жречеством входят средние и мелкие рабовладельцы в качестве членов государственного аппарата низших звеньев. Однако фараонам не удалось поставить под контроль номовую знать, попытка сделать это привела к возникновению заговоров и, в конечном итоге, к усилению сепаратистских настроений. В такой ситуации правители предпочитают приближать ко двору выходцев из средних слоев. “Сложные отношения внутри господствующего класса, в частности между номовой родовитой аристократией и служилой знатью во главе с фараоном, в целом усиливали общее социальное положение в стране”.

Важную роль в управлении страной играл главный судья. Первоначально он принимал непосредственное участие в хозяйственной деятельности: управлял царской сокровищницей, государственными складами, был организатором царских работ. Позже его функции были отделены от хозяйственных. Судебная власть осуществлялась коллегиальным органом (в разное время это были ” совет десяти”, “верховная палата шести”). Однако соблюдение верховных предписаний не было нормой деятельности египетских судов; процветало взяточничество.

Вновь проявляют активность варвары на границах: наибольшую опасность представляет формирующийся на просторах Южной Палестины, Северной Аравии и Синайского п-ова союз гиксосов. Происходит крупное восстание народных масс против существующего строя и его властей (некоторые историки относят “Речение Ипусера” и “Речение Неферти”, повествующие о восстании, к концу I переходного периода, некоторые – к концу Среднего царства). Народное восстание потрясло всю страну, но, будучи стихийным, потерпело поражение. Внутренним ослаблением государства воспользовались гиксосы, которые в конце XVIII в. оккупировали всю Дельту, затем сформировали правящие общеегипетские династии. Они объединили Египет, Синайский полуостров, Палестину и Сирийскую степь. На юге Египта существовало правительство Фиванского нома, в Верхнем Египте правили номархи. Гиксосскому царю Хиану удалось на короткое время подчинить себе Верхний и Нижний Египет. После его смерти в Фивах началось движение за освобождение страны.

Египет был освобожден, и гиксосский этнический конгломерат перестал существовать. Начался период Нового царства – самый блестящий период в истории Древнего Египта. Была создана крупнейшая по территории египетская держава. Активизируется внешняя завоевательская политика по старым направлениям, для этого проводится коренная реорганизация армии, в т.ч. внедряется новая система набора в армию: призывается один воин из 10 взрослых мужчин. Результатами успешных походов были обширные завоевания: побережье Средиземноморья (Сирия, Палестина), Финикия, северные земли до излучины Евфрата, южные земли до четвертого порога Нила.

Теперь организуется не только захват материальных ценностей при завоевании территорий, но и получение с них систематической ежегодной дани, что имело стимулирующее влияние на экономику Египта. Все это дало толчок развитию технической базы и технологии производства.

Египетское общество все еще делилось на три класса: господ, мелких производителей, рабов. В Новом царстве появились прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе. Укреплялись рабовладельческие отношения – появилась прослойка мелких рабовладельцев. Усложнялась структура господствующего класса – люди незнатного происхождения, низшие должностные лица в администрации, обязанные своим благополучием царской милости, становятся прочной опорой фараонов. Выделяется служилая аристократия, наследная номовая знать, жрецы. Противостояние этих высших слоев египетского общества вылилось в религиозную реформу Эхнатона.

“Социальное обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильна, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией”.1

Расширение территории вызвало перестройку государственного аппарата – в связи с усложнением функций и увеличением объемов государственного управления, увеличилось количество чиновников, внедрялась четкая иерархия подчинения и регламентирование обязанностей каждой ступени управления. В целом, структура управленческого аппарата выглядела следующим образом:

  • 1. во главе государства стоял центральный аппарат управления, подчиненный высшему сановнику – везиру (чати), он не столько направляет деятельность ряда ведомств, сколько сосредотачивает их функции в своих руках. Зачастую существовало два везира – для Верхнего и Нижнего Египта.
  • 2. аппарат регионального администрирования, подчиненный номарху. Выделение этого регионального звена способствовало большей централизации, преодолению традиционного сепаратизма. Удалось вытеснить номовую знать из аппарата номового управления, и поставить его под строгий контроль везира. В целом, управление в номах строилось по образцу центральной администрации и состояло из соответствующих палат со своим штатом чиновников;
  • 3. окружное управление (более мелкие административные единицы);
  • 4. управление в деревнях и поселках, подчиненное окружному начальству.

Весь этот сложный аппарат подчинялся верховному сановнику – везиру.

Систематическая эксплуатация завоеванных государств требовала создания постоянной египетской администрации на местах. Южные территории управлялись специальным ведомством во главе с сановником. Для управления областями в Азии была создана египетская администрация во главе с наместником “северных стран”. Однако, такая власть никогда не была особенно сильной, что создавало основу для сепаратизма.

Религиозно-политическая реформа Эхнатона. После освобождения Египта от гиксосов утвердился культ верховного бога Амона-Ра. Жрецы этого культа постепенно приобретали огромное влияние: они получили возможность влиять на передачу власти по наследству через, так называемый, оракул Амона. Усиливающееся политическое влияние фиванского жречества вызвало недовольство других слоев господствующего класса, кроме того, оно объективно препятствовало политической централизации власти в стране. Аменхотеп VI объявил бога Атона главным и единственным, а – себя сыном Атона и меняет имя на Эхнатон, по его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. “Культ Атона олицетворяет могущество животворящего солнца, великой силы природы, и как таковой он был лишен традиционных теологических и мифологических построений и изощренной символики”.1 Столь существенные изменения привели к перестройке самого культа и изменили функции и положение жречества. Реформу поддержал слой служилой знати, средние прослойки египетского общества; против выступало жречество, номовая знать и основная масса простых людей. После смерти Эхнатона культ Атона был отменен. “В области политики, несмотря на крушение реформ, новые принципы взаимоотношений между деспотической властью фараона, его бюрократией и жречеством были заимствованы следующими египетскими династиями”.

Новый фараон осторожно, без репрессивных мер для новой знати, реставрировал старую. Была проведена податная реформа, регулирующая сбор налогов с разных слоев населения. Новый правитель продолжает привлекать к управлению средние классы, вместе с тем усиливая надзор за чиновничеством. Изменения были проведены и в структуре армии: улучшилась комплектация за счет набора большего количества наемных иноземных войск, вся армия делилась на два корпуса Северный и Южный. Восстанавливается внутренняя стабильность и внешнее могущество, развиваются мирные международные отношения (1280г. до н. э. – мирный договор Египетского и Хеттского государств). В конце XIX династии возникает угроза т. н. народов моря – конгломерата различных племен западной части Малой Азии и островов Средиземноморья.

Претерпела изменения судебная власть. Высшим судебным органом стало “Присутствие Тридцати”, юридическая практика становится обязательным образцом для судебных коллегий округов и городов. Судьям помогают множество писцов. Наряду с этим продолжают существовать храмовые и номовые суды.

Новая религиозная политика фараона, направленная на культ бога Птаха, приводит к росту напряжения между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Такие разногласия повлекли за собой ослабление центральной власти, массовые, стихийные восстания и потерю территорий Палестины и Сирии. XX династия восстанавливает потенциал страны, армии с помощью увеличения количества наемников и новой призывной системы. После прекращения этой династии Египет пришел в упадок, подвергаясь набегам варваров и теряя завоеванные территории. Единое государство распалось, на Юге власть захватили жрецы, а на Севере правила XXI династия, под властью которой оставался только Нижний Египет.

За длительное время успешных походов и завоеваний египетскими войсками сопредельных племен и захвата пленных-рабов на территории Египта осело множество различных этнических групп, многие их которых ассимилировались и заняли видное место в государственном устройстве страны. Так, XXI династия египетских фараонов была основана выходцами из Ливии. Около серединыVIII в. до н. э. нубийский царь Куш покорил Египет, но до 715 г. продолжалась борьба за независимость. Тяжелое экономическое и социальное положение требовали срочных мер по разряжению обстановки, поэтому появляется множество законов, ограничивающих эксплуатацию простого населения, произвол чиновничества и ростовщичество. Около 715 г. до н.э. Египет был окончательно покорен кушитскими фараонами. Децентрализация и ослабление государства приводят к тому, что в 525 г. до н.э. Египет был включен в состав Персидской империи, в IV в. до н.э. покорен войсками Александра Македонского, в I в. до н.э. становится провинцией Рима, а в 395 г. н.э. – Византии.

Поделиться ссылкой: